Дорогие друзья, сегодня я об искусстве! Если быть точным, то о живописи. Как ни странно, но на сегодняшнюю запись, меня вдохновило творчество такого рода, которое ещё несколько лет назад я бы и за искусство пожалуй не счёл. Но времена меняются и меняют нас и наше отношение ко многому. На минувшей неделе, я имел удовольствие посетить выставку Эдварда Мунка, которая сейчас проходит в Третьяковской галерее. Кто не знает — это норвежский художник-экспрессионист. Кто совсем не знает, тому наверняка известна, как минимум, одна картина. Она называется «Крик», тиражируется, обыгрывается и используется в сети повсеместно. По крайней мере, мне она встречается с завидной регулярностью.
Признаться, до посещения этой выставки, у меня было предвзятое отношение к данному течению в искусстве и его представителям. Я всё время считал, что художники эпохи модернизма просто не умеют рисовать, и собственно благодаря этому скорбному факту и появились течения подобные экспрессионизму. Но я ошибался. По крайней мере, посетив выставку Мунка, я убедился, что как реалист, он вполне состоятелен. Большинство его портретов весьма своеобразны, но тем-не-менее вполне реалистичны. Просто, по-видимому, ему как художнику не был интересен реализм. Работы художника, полные аллегорий и символизма прекрасны и ценны другим — способностью передать не внешнее, но внутреннее — состояние, чувства, эмоции. Порой в очень примитивной форме, но от этого ничуть не менее выразительно. И это достойно уважения!
Графические работы Мунка
Вообще, один из залов выставки посвящён не живописным, а графическим работам Мунка. И, на мой взгляд, графика — это именно тот жанр, где художник наиболее ярко выражает себя. Причём, именно этим работам присущ и реализм и самое удачное выражение внутренних состояний владевших Мунком.
К сожалению, фотографировать я начал не сразу, поэтому в основном здесь будут живописные работы. Но несколько графических работ я всё-же вам покажу. Хочется отметить, что даже в более или менее реалистичных работах художника заложено подчас не только отображение внешнего, но и некий глубокий смысл, о котором, впрочем, порой приходится гадать. И в этом, надо сказать, есть своё особенное удовольствие. Есть работы, у которых даже оформление — это не просто рамка, а часть замысла.
Кстати, знаменитый Крик, в цвете — существует в четырёх вариантах. На выставке представлен один из них. На мой взгляд, не самый выразительный. Но я даже не об этом хочу сказать, а о том, что в зале с чёрно-белой графикой представлена также гравюра. Так вот, несмотря на то, что в работе используется всего два цвета — чёрный и белый, мне показалось, что она намного более живая и намного ярче передаёт это жуткое внутреннее состояние безумного крика, нежели работа, выполненная в цвете. Точно также и с другой работой Мунка — Поцелуй.
Влюблённая пара слившаяся в поцелуе — мужчина и женщина буквально растворяются друг в друге, их лица составляют единое целое и зритель ощущает это растворение их друг в друге. Этот мотив использован художником не единожды. На выставке было как минимум три-четыре работы, по-разному обыгрывающих этот сюжет. И точно также, наиболее живой мне показалась именно графическая чёрно-белая работа. На фото — живописная работа.
Живописные работы
Намного больше места на выставке и намного больше фотографий сделанных мною, отведены живописным произведениям художника. Они весьма своеобразны. Я намеренно не фотографировал наиболее мрачные из них. Очень много работ художника посвящены болезни и смерти. В одних — это вполне визуализировано, в иных же просматривается как аллегория. Где-то более очевидно, где-то менее. Например мне, показалась совершенно непонятной вот эта картина. И её название.
Также мотивом многих работ являются страдание, меланхолия, ревность. На картине Голгофа, распятым на кресте мне увиделся сам художник, хотя и не уверен, что замысел автора соответствовал моему впечатлению.
А вот один из автопортретов Мунка, имеет вполне говорящее название: «Автопортрет в аду»
Но не чужд художник и светлых, жизнерадостных мотивов. Не исключаю впрочем, что в тех работах, которые мне показались таковыми, я просто не разглядел замысла автора, поэтому предоставлю вам, друзья мои, самим судить об этом.
Тема любви и женщин в творчестве Мунка
Судя по многим работам Эдварда Мунка и фактам его биографии, кратко изложенным на стенах выставочных залов, можно предположить, что отношения его с женщинами были очень не просты. Собственно, благодаря одним из этих отношений, с художником и произошёл срыв, после которого он проходил лечение в психиатрической клинике.
Портреты
Писал Мунк и портреты. Как и всё его творчество, они своеобразны. Обнажённая натура вообще кошмарна, на мой вкус 🙂
И ещё одна нотка света в этом тёмном царстве
Ну и напоследок ещё одна картина, которая показалась мне очень светлой и жизнерадостной.
Резюмируя: выставку, проходящую в инженерном корпусе Третьяковской галереи до 14 июля 2019 года, рекомендую к посещению. Мне её посещение помогло взглянуть не предвзято и по новому не только на творчество Мунка, но и на течение экспрессионизма в целом. Хотя этот художник и его жанр всё-же не станут моими любимыми, но я понял, что хорошим художником может считаться не только тот живописец, который оказывается способным запечатлеть видимый глазом мир, но и ьль мастер, который может выразить невидимое глазу.