21.01.2020      1518      0
 

Жалованная грамота на Соловецкие острова 1459-1469 гг.


Дорогие друзья, на страницах своего сайта я частенько пишу о Соловецких островах — одном из любимейших моих мест нашей Родины. Обычно это рассказы о современных Соловках, освещающие конкретные моменты, интересные тем, кто желает посетить острова сегодня. Ну а мне нынче интересны не только путешествия, но и история тех мест, которые я посещаю. О Соловецких островах, так или иначе — слышали многие. Многие знают историю создания на острове монастыря и различные, связанные с этим предания старины глубокой. А вот исторические события, кои сопутствовали становлению Соловецкой обители — для многих остаются за кадром. И даже будучи известны обывателю, порой просто не сопоставляются с Соловками и их историей. А между тем, уединённого монастыря и его обитателей очень близко коснулся закат яркой и важной эпохи — эпохи Новгородской республики.
Одним из моих новых увлечений стало прочтение средневековых документов. И пару месяцев назад мне на глаза попался любопытный источник — Жалованная грамота Великого Нова города на Соловецкие острова, по которой господин Великий Новгород общим решением на веки передаёт Соловецкие острова в дар игумену и братии монастыря (я видел фотографию грамоты, оригинал же хранится в Санкт-Петербургском институте истории РАН). Точная датировка грамоты не известна, однако приблизительно может быть определена по косвенным признакам. Собственно прочтение документа и его датировка давно уже выполнены профессионалами и не новы. Мне же было интересно по фотографии грамоты просто самому попробовать прочесть её. В моём прочтении получился не совсем такой текст, как у специалистов. Текст этот гласит:

Господину преосвященному архiепископу Великого Новагород и Пьскова владыкы Iоны, господину посаднику Великого Новагород степенному Ивану Лукиничю и старымъ посадникамъ, господину тысячкому Великого Новагород степенному Труфану Юрьевичю и старымъ тысяцкимъ, и боярамъ, и житъимъ людемъ, и купцемъ, и чернымъ людемъ, и всему господину государю Великому Новугороду, всимъ пяти концемъ, на вецЪ на ЯрославлЪ дворЪ. Се биша челомъ игуменъ Ивоня и всЪ старцЪ святаго Спаса и святаго Николы с Соловчевъ с моря акiаня, а ркуци такъ: обитель, господо, святаго Спаса и святаго Николы, наша пустынка, от миру удалЪла, сто веръстъ от людЪи; чтобы есте, господо, жаловалЪ, обитель святаго Спаса и святаго Николы и насъ убогыхь тыми островы Соловкы, и островомъ Анзери, и островомъ Нуксами, и островомъ Заяцьимъ, и малыми островькы. И по благословенiю господина преосвященнаго архiепископа Великого Новагорода и Пьскова владыкы Iоны, господинъ посадникъ Великого Новагорода степенныи Иванъ Лукиничь и старыи посадникы, и господинъ тысяцкЪи Великого Новагорода степенныи Труфанъ Юрьевичь и старыи тысяцкЪи, и боярЪ, и житьии люди, и купцЪ, и черныи люди, и весь господинъ государь Великiи Новгородъ, вся пять концевъ, на вецЪ на ЯрославлЪ дворЪ, пожаловаша игумена Ивоню и всихъ старцевъ, обитель святаго Спаса и святаго Николы, тыми островы Соловкы, и Анзери островомъ, и Нуксами островомъ, и Заяцьимъ островомъ, и малыми островкы, в тыхъ островахъ землею, и ловищами, и тонями, и пожнями, и лЪшими озеры: земля имъ дЪлати, и пожнЪ косити, и лЪшЪи озера ловити, и тонЪ ловити доброволно. А боярамъ новгородчкымъ, ни корЪльскымъ дЪтемъ, ни иному никому ж в тыи островы не вступатися, в страдомую землю, ни в пожнЪ, ни в тонЪ, ни в ловища, ни черЪновъ не наряжати, ни лЪсовъ не полЪсовать никому же чересь сюю жаловалную Великого Новагорода грамоту. А хто приЪдеть на тыи островы на ловлю или на добытокъ, на сало или на кожю, ино всимъ тымъ давати в домъ святаго Спаса и святаго Николы изо всего десятина. А тыми островы, землею и водою, ловищами, и тонями, и пожнями володЪти игумену и всимъ старцемь обители святаго Спаса и святаго Николы по сеи по жаловалнои Великого Новагород грамотЪ и в вЪкы. А боронити игумена и всихъ старчевъ всимъ Великимъ Новымъгородомъ. А хто иметь наступатися на тыи островы чресъ сiю жаловалную Великого Новагород грамоту, а тои дасть Великому Новугороду сто рублевъ в стЪну. А к сеи грамотЪ приложилъ господинъ преосвященныи архиепископъ Великого Новагород и Пьскова владыка Iона свою печять, посадникъ степенныи Иванъ Лукиничь и тысяцкiи степенныи Труфанъ Юрьевичь приложиша свои печати; повеленiемь всего господина государя Великого Новагорода изо всихъ пяти концевъ приложиша печяти.

 

Жалованная грамота Великого Новгорода Соловецкому монастырю

Изображение грамоты взято с https://russkiymir.ru/media/photogallery/section.php?SECTION_ID=639

Грамота писана на пергамене и выдана предположительно не позднее 1469 года — так как в тексте среди прочего встречается имя владыки Ионы(1459—1469 гг.) — архиепископа Великоновгородского и Псковского, который покинул этот мир именно в 1469 (по иным сведениям — в 1470 году). А также посадника Ивана Лукинича (1456—1471 гг.). Документ снабжён восемью свинцовыми печатями: владыки Ионы, посадника Ивана Лукинича, тысяцкого Труфана Юрьевича, а также по печати от каждого из пяти концов города (Подробнее об административном делении древнего Великого Новгорода) Интересно и то, что в тексте имя игумена Ивони — коему (вместе с братией) согласно грамоте пожалованы острова, написано сверху по затёртому слову. Предположительно по имени «Изосиме». Так, по-видимому, предположил и выдающийся русский писатель, этнограф, фольклорист — Дмитрий Михайлович Балашов. Его исторический роман «Марфа-посадница», посвящённый падению Великого Новгорода в противостоянии с Москвой — начинается с посещения боярыни Марфы Борецкой старцем Зосимой, коему и была впоследствии выдана грамота на вечное владение Соловецкими островами. Подтверждается это и наличием имени преподобного Зосимы в Соловецком патерике (1895 г. Москва, Синодальная типография).
Вполне разумным и обоснованным кажется и предположение в романе Балашова о том, что решение подарить острова обители — было совместным политическим решением нескольких влиятельных сил Новгородской республики, каждая из которых преследовала собственные, противоречащие друг-другу интересы. Тем не менее, все эти разнонаправленные силы сочли полезным для себя уважить просьбу Соловецких старцев. Такое единодушное решение разных политических группировок можно считать чудом. Однако, уже в 1478 году — Новгородская республика пала и была поглощена Московским княжеством, что, впрочем, не отразилось негативно на положении братии. Ибо Московский князь Иван III выдал монастырю подтвердительную грамоту, в которой, однако, существовало отличие от Новгородского пожалования. Заключалось оно в том, что отныне монастырь не владел, но лишь ведал островами. Но это уже другая история.
Мне же напоследок хочется отметить ещё один любопытный факт, который мы можем из этой грамоты почерпнуть. Это географические названия, кои несколько видоизменились с XV века. Так — острова Большая Муксалма и Малая Муксалма именовались Нуксама, а Заяцкие острова — Заяцьими.

 


Об авторе: Алексей Князев

Всем привет! Меня зовут Алексей и я самый обыкновенный счастливый человек. Немножко рыцарь, слегка поэт, отчасти мыслитель. Пишу для людей, живу для счастья. Пока получается :)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 для комментирования необходимо принять правила кофиденциальности *

Алексей Князев
Всем привет! Меня зовут Алексей и я самый обыкновенный счастливый человек. Немножко рыцарь, слегка поэт, отчасти мыслитель. Пишу для людей, живу для счастья. Пока получается :)